В воскресенье в Санкт-Петербурге завершился Открытый чемпионат России по парусному спорту в классе яхт SB20.
Яркую победу в соревнованиях, имея в своем активе пять выигранных гонок, одержала команда «Новые территории», в составе которой выступали испанские гонщики Уго Роча (рулевой) и Фран Паласио, а также россиянин Алексей Семенов. Открытый чемпионат России по парусному спорту в классе яхт SB20 Российская ассоциация класса, как и сами эти яхты – совсем молодая. Ее структура, рабочие процессы, а также формальные процедуры и правила находятся в стадии становления. Еще совсем недавно яхтсмены рассматривали гонки на SB20, как любительские старты, соревнования выходного дня, а количество этих лодок в России можно было пересчитать по пальцам одной руки. Но вот прошло совсем немного времени, и ВФПС официально признала ассоциацию класса, которая сегодня развивается невероятными темпами.
За последний год количество зарегистрированных в ней яхт увеличилось вдвое и сейчас насчитывает около пятидесяти вымпелов. Не случайно гонкам чемпионата предшествовал серьезный разговор между руководством и гонщиками, состоявшийся на собрании членов ассоциации в четверг, 22 августа. Большинство рассмотренных на нем вопросов было посвящено формальностям, юридическим процедурам и документам, которые обеспечивают официальный статус и серьезный спортивный уровень гонкам, проводимым ассоциацией. И один из выводов, прозвучавших по итогам собрания: в своем развитии классу SB20 пора переходить от любительского спорта – к профессиональному!
В этом году чемпионат России впервые в истории национальной ассоциации был проведен под эгидой Всероссийской Федерации парусного спорта и в полном соответствии с требованиями и инструкциями ВФПС. Это касалось всех сторон организации соревнований: начиная от технического обеспечения и состава судейской коллегии и заканчивая требованиями к документам, которые предъявляют спортсмены на мандатной комиссии. В результате совместных усилий, предпринятых руководителями ассоциации, организаторами соревнований и самими спортсменами, чемпионат прошел на высоком уровне и легитимность титула чемпиона России 2013 не вызывает сомнения.
Открытый чемпионат России по парусному спорту в классе яхт SB20 Чемпионат 2013 по своему статусу был открытым соревнованием, в нем могли принять участие иностранные спортсмены. И несколько гонщиков из-за рубежа воспользовались приглашением организаторов, приехав в Санкт-Петербург, чтобы выйти на гоночную дистанцию. В том числе — яхтсмены из Беларуси, Испании, Латвии, Португалии и Украины. Кто-то из них боролся за первенство в общем зачете, кто-то – за медали чемпионата, выступая в составе российских экипажей. Участие зарубежных гонщиков привнесло в соревнования дополнительную остроту и повысило качество борьбы на дистанциях.
Петербургская погода с ее плохо предсказуемым ветром позволила организаторам чемпионата за три дня провести 10 гонок из запланированных одиннадцати. Судьи оказались на высоте, выжав максимум из представившихся возможностей, а спортсмены с охотой отмечали высокий уровень их работы. Так, победитель соревнований испанец Уго Роча в итоговом интервью специально остановился на вопросе судейства: «Хочу отметить великолепную работу Гоночного комитета, сумевшего таким образом провести гонки, что ни минуты времени не было потрачено зря». Сами участники чемпионата также продемонстрировали отличную подготовку и умение соревноваться в напряженном гоночном ритме.
По итогам работы мандатной комиссии к гонкам была допущена 31 команда, в составе которых выступали яхтсмены из России, а также дальнего и ближнего зарубежья. Помимо уже названных иностранных государств, в паспортах участников можно было встретить названия различных российских населенных пунктов и регионов. Среди них – Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область, города Краснодарского края, Урала, Дальнего Востока.
Первый гоночный день, состоявший из трех гонок, если и не определил конкретного лидера соревнований, то, во всяком случае, весьма точно очертил круг претендентов на попадание в первую десятку чемпионата. На тот момент в нее входили интернациональные команды с российскими, испанскими, португальскими и украинским гонщиками, а также наиболее известные по именам российские экипажи, не допустившие большого числа серьезных ошибок. Количество набранных ими очков говорило о том, что предстоящий (после 5 гонок) «выброс» мог поменять их местами между собой, но не оставить за пределами Top-10. Если, конечно, не совершать новых промахов.
Второй день начинался трудно: из-за крайне неустойчивого ветра гонки долго откладывали, а затем, уже после старта, несколько раз прекращали. В итоге первый удачный старт состоялся уже ближе к 15.00, а на берег, по окончании трех гонок, спортсмены вернулись лишь к девятнадцати часам. Количество проведенных гонок уже позволяло считать чемпионат состоявшимся, поэтому, с учетом капризов природы, турнирное положение гонщиков к субботнему вечеру уже могло, в перспективе, быть конвертировано в конкретные медали и титулы. Первые восемь команд расположились друг за другом с интервалом в 3-4 очка, отделенные от остального флота почти 30-очковой «пропастью».
Было очевидно, что именно они, при удачных обстоятельствах, разыграют призовые места общего и национального зачета. Ведомые вперед рулевым Уго Роча, лидировали гонщики из «Новых территорий», сразу за ними расположились российские команды Владимира Просихина и Валентина Уваркина. Следующая тройка (в диапазоне 4-х очков между собой) – Алексей Бунзя (РФ), Пауло Рамада (Португалия) и Андрей Клочко (Украина). Наконец, команды Melston Team и BCG Sailing, занимавшие 7 и 8 позиции, были равноудалены как от первого, так и от девятого места. Чисто математически, их претензии на награды в тот момент казались наименее обоснованными.
Открытый чемпионат России по парусному спорту в классе яхт SB20 Воскресные гонки внесли окончательную ясность в турнирные расклады. В этот день их снова было три, и две из них выиграла команда с российско-испанским экипажем. Учитывая, что уже после 8-й гонки Положение позволяло сделать второй «выброс», вопрос о победителе Открытого чемпионата был снят довольно быстро. Уго Роча и в последней гонке не позволил себе финишировать «не в призах», придя третьим, что в конечном итоге определило лидерство «Новых территорий», занявших первое место с почти двукратным очковым преимуществом перед ближайшими преследователями.
Новый чемпион России определился в борьбе команд Nordmarine (рулевой Валентин Уваркин) и Team Nika (Владимир Просихин), и воскресенье оказалось более счастливым для первой из них. В результате именно яхтсмены из Nordmarine праздновали победу в чемпионате России и вечером по окончании церемонии закрытия соревнований пили из чемпионского кубка.
А вот третье место в острейшей борьбе с четырьмя другими претендентами выиграла команда Кирилла Фролова Melston Team (рулевой Алексей Мурашкин). Если в первые два дня соревнований ей было впору приклеивать ярлык «вечно шестые» (4 шестых прихода в семи гонках), то в воскресенье был ее день. «2-3-5» – гроссмейстерская комбинация, которая даже при равенстве набранных в итоге очков (две команды – 37) именно Melston Team выводила на пьедестал, а с «деревянной» медалью оставляла команду «Фише» (рулевой Алексей Бунзя). Добавим, что все названные ранее претенденты на призовые места в итоговой таблице расположились очень плотно, разделенные лишь минимумом штрафных очков.
Торжественная церемония закрытия соревнований, на которой были вручены медали Чемпионата России, а также награды победителям общего зачета, стала красочным завершением ярких и интересных состязаний. Выступая с заключительным словом, президент национальной ассоциации класса SB20 Олег Жеребцов поблагодарил участников гонок за бескомпромиссную борьбу и мысленно заглянул в 2014 год: «Мы провели прекрасный чемпионат, который позволяет нам с оптимизмом смотреть в следующий сезон, когда Санкт-Петербург примет Чемпионат мира в классе SB20. Уверен, многие из вас смогут принять в нем участие и показать достойные результаты!». Фото: Елена Разина