Итоги пресс-конференции «Есть ли будущее у петербургского парусного спорта в XXI веке?»

29 мая в пресс-центре ИТАР-ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная успехам и проблемам петербургского парусного спорта, городе с сильнейшими морскими традициями.

В пресс-конференции приняли участие:

  • Президент Санкт-Петербургского Парусного союза Сергей Алексеев
  • Командор Яхт-клуба Санкт-Петербурга Владимир Любомиров
  • Президент Всероссийской Ассоциации SB20, участник гонки Volvo Ocean Race 2008-2009 Олег Жеребцов
  • Тренер и руководитель детской спортивной команды Rautu Сергей Семенов
  • Вице-Президент Ассоциации яхт класса «Четвертьтонник» Дмитрий Жайворонок

Пресс-конференция «Есть ли будущее у петербургского парусного спорта в XXI веке?» Парусные традиции в Петербурге были заложены еще Петром I: именно здесь в 1718 году появился первый в мире яхт-клуб. В 1910 году был основан Санкт-Петербургский парусный союз, основной задачей которого на протяжении вот уже более 100 лет является отстаивание интересов яхтсменов, взаимодействие с представителями власти и бизнес-структур, проведение соревнований, сотрудничество с парусными организациями в России и за рубежом.

«В настоящее время в городе парусным спортом и туризмом занимаются около 5000 человек», — сообщил Сергей Алексеев. Флот крейсерских яхт составляет более 200 лодок, которые базируются в 14 яхт-клубах города. Крупнейшими яхт-клубами являются Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб профсоюзов, Яхт-клуб Санкт-Петербурга, яхт-клуб «Крестовский», «Балтиец», Морской яхт-клуб.

Крупный бизнес активно помогает развитию парусного спорта в морской столице России. Компания «Газпром» вкладывает в реконструкцию яхтенного порта «Геркулес» 60 млн. долларов.

«Эта сумма сопоставима с аналогичными затратами европейских яхт-клубов на инфраструктуру, — говорит командор яхтенного порта «Геркулес» Владимир Любомиров. — В планы входит реконструкция яхтенного порта, устройство слипов, комплекс для технического обслуживания яхт, эллинг, общежитие и гостиница для российских и иностранных спортсменов. Речь идет именно о спортивных судах: частная стоянка не планируется».

Также Любомиров выразил надежду на то, что увеличение числа компаний, поддерживающих парусный спорт, будет продолжаться, и поддержка со стороны бизнеса достигнет европейского уровня. Спонсорское участие на сегодняшний день – это главный источник финансирования, ни одна крупная регата в мире не обходится без поддержки бизнеса.

Сегодня Петербург занимает достойное место на карте парусного мира. Город регулярно принимает крупные международные соревнования: первая неделя июня будет вся заполнена матчевыми гонками регаты «Паруса белых ночей – Кубок Дворца Конгрессов», также состоится Балтийский морской фестиваль и в его рамках регата на призы Фестиваля.

В июле начнется Большая Санкт-Петербургская парусная неделя (БПН), которая объединит 7 значимых яхтенных мероприятий: Санкт-Петербургская неделя классических яхт, Балтийский кубок по виндсерфингу, XVII Санкт-Петербургская парусная неделя, Первенство Санкт-Петербурга по парусному спорту, Кубок Балтийского моря по виндсерфингу, Чемпионат России в классе ОRC-sportboat, Открытое первенство России. Сроки проведения БПН обусловлены максимальной привлекательностью Северо-Запада РФ для занятий парусным спортом именно в это время, когда вода уже прогрелась и прошла основная июльская безветренная жара.

Также эти сроки удобны для выезда всех региональных парусных школ и экипажей, так как традиционно начало лета тратится для налаживания работы на воде у себя в регионе, конец июня и начало июля в большинстве регионов идут отборочные соревнования, и только со второй половины июля появляется разумная возможность для выезда.

Также в июле на базе яхтенного порта «Геркулес» во второй раз пройдет всероссийская регата «Санкт-Петербург Volkswagen Regatta, Чемпионат России в классе «Четвертьтонник». Участниками регаты станут 30 сильнейших экипажей со всей страны. Как рассказал Дмитрий Жайворонок, в СССР класс был по-настоящему массовым, на старт выходило до 100 вымпелов. Сложные 90-е негативно отразились и на нашем флоте, но задел, созданный ранее, и активная работа Ассоциации позволили сохранить класс как самый многочисленный в России среди крейсерских яхт.

Летний сезон 2013 завершится традиционным Чемпионатом Санкт-Петербурга, а в сентябре финиширует Nord Stream Race. Отметим, что следующем году у нас будет проводиться Чемпионат мира в классе SB20, а в 2016 году – Чемпионат Европы в классе «Дракон».

Кроме того, за прошлый год пять петербургских юных спортсменов вошли в основной состав молодежной сборной России, Петербург занял 1–е место на Первенстве Европы по виндсерфингу (девушки–юниоры), призовые места на Международных соревнованиях в олимпийских классах яхт, призовые места на чемпионате России в олимпийских классах яхт, первые места на Первенстве России и на Кубке России в олимпийских классах, есть и другие победы.

Вместе с тем участники пресс-конференции рассказали журналистам об основных проблемах парусного спорта сегодня.

Пресс-конференция «Есть ли будущее у петербургского парусного спорта в XXI веке?» По словам Сергея Семенова, прежде всего, всех беспокоит отсутствие массового детского спорта. Годичная подготовка молодого спортсмена высокого уровня стоит около 40000-50000 евро (без учета снаряжения и самой лодки), а из городского бюджета на весь детский яхтенный спорт выделяется 2 млн. руб. По мнению экспертов, о каком-либо движении по развитию этого направления можно было бы говорить, начиная хотя бы от 10 млн. рублей. Сегодня в городе занимается около 300 детей, из них 200 – в Высшей школе спортивного мастерства по водным видам спорта и около 100 – в частных школах.

Поскольку выделенных бюджетом денег не хватает, детский спорт развивается в основном благодаря спонсорским инициативам. К примеру, занятия для детей в Яхт-клубе Санкт-Петербурга обходятся родителям всего в 3000 руб. в месяц на добровольной основе, остальное компенсируется спонсорами. «С точки зрения социальной роли парусный спорт — это прекрасный способ развития детей. Им открывается целый мир: изучение навигации, возможности путешествий, развитие моральных качеств, физическая подготовка», — говорит Олег Жеребцов.

В Европе обороты индустрии парусного спорта огромны: морской туризм, соревнования, спортивная атрибутика приносят миллионные доходы. Петербург, четвертый по величине город Европы, пока теряет многие эти возможности. «У нас за прошлый год – 100 заходов иностранных яхт. В соседнем Таллинне – 6000. Это стыдно!»- заявил Сергей Алексеев. Юридические нестыковки усложняют регистрацию яхт, резко ограничивают возможности спортивного туризма; проход иностранных лодок даже на спортивные соревнования затруднен, а прием их в самом оснащенном яхтенном порту Петербурга («Геркулес») – юридически невозможен.

Тем, кто хочет зайти в Петербург, обладая международными морскими правами на судовождение — требуются документы, выданные исключительно Государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМСом). Именно поэтому в прошлом году едва не были сняты с гонок участники «Паруса белых ночей – Кубок Дворца Конгрессов», они об этой организации даже не слышали. Строительство Западного скоростного диаметра также усложнит ситуацию: высота мостов не позволит приходить в Петербург крупным парусникам – таким как «Мир» или «Крузенштерн».

Одна из ключевых проблем в настоящее время: в этом году почти все капитаны яхт не смогли получить разрешительную документацию: прежние регистрационные нормы отменены, а по новым правилам зарегистрировать яхту стало почти невозможно. Например, одним из новых требований по регистрации стало предоставление источника договора о закупке яхты и все финансовые документы. Однако 80% всего крейсерского флота Петербурга — яхты 25-летнего возраста, документацию по которым уже не найти.

Существующие проблемы должны и могут быть решены — на этом сошлись все участники пресс-конференции. Ведь также парусный спорт важен и для развития науки и производства: сложные композитные материалы, навигационные приборы и многие другие ноу-хау оказываются мощным локомотивом для конструкторских бюро и производств. Ведущие мировые яхтенные державы используют эту область для тестирования современных технологий. Ее роль такая же, как в автоспорте роль «Формулы 1». Сегодня в Парусном союзе идет активная работа с Всероссийской федерацией парусного спорта (ВФПС), Морским советом Санкт–Петербурга, Администрацией города. Собрана воедино городская коллегия судей, стали проводиться семинары различного уровня.

Спикеры также сообщили, что 2 июня случится знаковое для парусного спорта событие: подписание региональной Программы развития парусного спорта. Подводя итог пресс-конференции, они отметили, что положительных тенденций в парусном спорте сегодня достаточно, чтобы верить в будущее развитие.

Читайте также:  Открытый Чемпионат России по парусному спорту в классе «Дракон» - Russian Dragon Open 2014