Курс — направление движения судна относительно ветра.
Генеральный курс — направление, по которому судно прошло бы маршрут кратчайшим расстоянием.
Парусное судно идет правым или левым галсом в зависимости от того, откуда дует ветер. Если ветер дует с левого борта, то это левый галс, с правого борта — правый галс. Когда ветер дует прямо в корму, то галс определяется по положению главного паруса — грота. Если грот развернут к правому борту, то это левый галс, к левому — правый галс. Если ветер дует прямо в нос, то судно находится в положении левентик.
Маневр, при котором меняется галс, называется поворотом. Если при пересечении судном линии ветра ветер дует с носа, то это будет поворот оверштаг (вокруг штага). Если ветер дует с кормы — поворот фордевинд. (Часто говорят: «поворот через фордевинд»). Когда судно идет прямо по ветру, ветер иногда сам резко перекладывает парус на другой борт. Этот поворот называется непроизвольным поворотом фордевинд.
На ветре или наветренный — борт, берег, судно, препятствие и т. д. находящиеся со стороны, откуда дует ветер. Под ветром или подветренный — наблюдаемый объект находится в стороне, куда дует ветер. Судно может подниматься на ветер или спускаться под ветер. Может также находиться выше по ветру или ниже по ветру относительно другого судна или какого-либо предмета.
Изменения курса в пределах одного галса называются: приведением, если парусное судно приводится круче к ветру и начинает идти острее, т.е. угол между курсом судна и ветром уменьшается; или уваливанием, когда судно начинает идти полнее и угол между курсом яхты и ветром увеличивается вплоть до 180?. Т.е. «привестись» — значит скорректировать курс на ветер, «увалиться» — скорректировать курс под ветер.
Курс яхты, когда ветер дует прямо в корму, называется фордевинд, яхта идет на фордевинд. Если угол между курсом яхты и ветром меньше 180? и больше 90? — это курс бакштаг. Бакштаг бывает полным, близким к фордевинду, и крутым (острым). На курсе галфвинд («полветра») яхта идет поперек ветра. Все перечисленные курсы, включая галфвинд, являются полными курсами.
Острый курс, когда угол между курсом яхты и ветром меньше 90?, называется бейдевинд. Бейдевинд бывает полный, близкий к галфвинду, и крутой, когда яхта идет под минимально возможным углом к ветру. Промежуточный курс, при котором яхта идет под наивыгоднейшим углом лавировки и быстрее всего поднимается прямо на ветер, в гоночной практике называется гоночный бейдевинд.
Если генеральный курс лежит прямо на ветер, то тогда идут курсами бейдевинд правого и левого галсов, периодически делая повороты оверштаг, — лавируют. Если точка прибытия лежит не прямо на ветер, то при лавировке один галс приходится делать длинным, а второй — коротким. Короткий галс называется контргалс.
Направление ветра не является постоянным. Если ветер изменяет направление к носу судна, то говорят, что ветер заходит, а если к корме — ветер отходит.
Существуют понятия истинного и вымпельного ветра. Ветер, дующий на акватории, (т.е. ветер относительно суши и поверхности воды) называется истинным ветром. На паруса идущей яхты действует вымпельный ветер (т.е. ветер относительно движущегося судна). Вымпельный ветер есть результат взаимодействия истинного ветра и скорости хода яхты. Его направление показывает вымпел или флюгарка. Вымпельный ветер на всех курсах, исключая фордевинд, всегда острее, чем истинный. На фордевинде (и в положении левентик) направление вымпельного ветра совпадает с истинным. Скорость вымпельного ветра на острых курсах всегда больше, а на полных (исключая галфвинд) — меньше скорости истинного ветра. На галфвинде скорости истинного и вымпельного ветра равны.
Если ветер дует со стороны воды на сушу, то говорят, что ветер навальный или прижимной. Если же ветер дует с берега на акваторию, то ветер — отвальный или отжимной.