Рангоутом называются все жесткие элементы, используемые для постановки парусов. Это вертикальные мачты и стеньги, горизонтальные гики, и различные рейки, реи, гафели, и др.
Главным элементом рангоута является мачта. Ее верхний конец — топ, нижний — шпор. Шпор мачты ставится в степс. Другим элементом рангоута является гик, растягивающий парус в горизонтальном направлении. Его наружный конец называется ноком, ближний к мачте — пяткой.
Такелаж — снасти из троса, синтетического или стального. Такелаж делится на бегучий и стоячий. Стоячий такелаж поддерживает мачту в вертикальном положении. Это — ванты, идущие от мачты к бортам судна, форштаг (форштаг чаще называют короче — штагом), идущий к носу. Ванты и штаг обычно сделаны из стального троса. На борту судна ванты крепятся к вант-путенсу, а штаг — к штаг-путенсу. Бегучий такелаж служит для подъема парусов и деталей рангоута в рабочее положение, управления ими и для регулировки и тонкой настройки парусов. Поднимают паруса фалами, а управляют ими шкотами. Все снасти бегучего такелажа имеют коренной конец, крепящийся к парусу или деталям рангоута, и ходовой конец, который выводят в удобное для команды место. За ходовой конец снасти выбирают, туго набивают и закладывают их за утки или в различные кулачковые, щелевые стопора. При необходимости снастям бегучего такелажа дают слабину, или травят и отдают их. Фалы и шкоты обычно сделаны из синтетического троса.
Парусное вооружение — система парусов судна вместе с рангоутом и такелажем. Разборные катамараны чаще вооружают либо одним гротом (большой парус) — это вооружение называется «кэт», либо гротом и стакселем — «шлюп». Края всех парусов называют шкаторинами — передней, нижней, задней. Шкаторины могут быть: с отрицательными, с положительными серпами, или прямыми. Положительные серпы, увеличивающие площадь паруса, обычно называют горбами. Для поддержания горбов и придания парусу определенной формы применяют латы, вставляемые в лат-карманы. Латы бывают сквозными, идущими от задней шкаторины до мачты и короткими. Для уменьшения площади паруса — взятия рифов (рифление паруса) — поперек него, параллельно нижней шкаторине располагают риф-банты в которых оборудуются люверсы (окантованные отверстия) и в них пропускаются риф-штерты, которыми подвязывается свернутая по нижней шкаторине часть паруса.
Верхний угол паруса, к которому крепится фал (часто через фаловую дощечку), называется фаловым углом. Задний, к которому крепится шкот, — шкотовым, а передний нижний — галсовым углом. К галсовому углу крепится снасть, называемая галсом (галсовой оттяжкой). Для крепления грота к мачте по его передней шкаторине обычно либо делают мачтовый карман, либо вшивают ликтрос. Ликтрос заправляется в сделанный на мачте ликпаз и передвигается по нему вверх-вниз при подъеме и опускании паруса. Для повышения местной прочности в углах паруса пришивают матерчатые накладки — боуты.
Грот управляется гика-шкотом, закрепленным коренным концом к ноку гика, а грота-шкот служит лишь для растягивания паруса вдоль гика и регулировки его пуза — выпуклости поверхности паруса. Стаксель управляется двумя стаксель-шкотами, которые крепятся коренным концом к шкотовому углу стакселя, а ходовой конец через кипу стаксель-шкота закладывают в стопор.
Для сопротивления дрейфу — движению яхты поперек своей продольной оси — на легких яхтах со стороны днища выдвигается шверт. Он может быть кинжальным, передвигающимся в швертовом колодце только вверх-вниз, и поворотным. На некоторых судах шверты закрепляют по бортам судна, в этом случае они называются шверцами. Поднимают шверт и шверцы с помощью шверт-талей.
На корме судна (на катамаране «Ветер» с помощью укосов) устанавливается рулевой узел — на вертикальной оси подвешена рулевая коробка. Снизу к коробке на горизонтальной оси крепится перо руля, сверху — румпель — рычаг, которым поворачивают рулевую коробку и, соответственно, перо руля. Для удобства управления к румпелю прикрепляется удлинитель румпеля. При подходе к берегу перо руля поднимается из воды сорлинем.
Рама катамарана «Ветер» выполнена по жесткой схеме. Основу конструкции составляют объемные фермы поплавков. Ферма обеспечивает необходимую продольную жесткость катамарана. Каждая ферма состоит из трех шпангоутов — двух малых и большого и трех стрингеров — двух нижних и верхнего. Между собой фермы поплавков соединяют поперечными балками — от носа к корме — стаксельная, носовая, швертовая, шкотовая и кормовая. Для придания необходимой жесткости всей конструкции катамарана используется центральный шпрюйт — система тросов, расположенных под поперечными балками (паук). Между носовой и швертовой поперечными балками находится продольная подмачтовая балка. На ней установлены стопорная планка, степс мачты и стойка центрального шпрюйта.